Техника
Дзигоро Кано считал целью дзюдо «понимание и демонстрацию живых законов движения». В систему созданной им самозащиты вошли движения туловища, рук и ног, эффективные в борьбе в стойке и в партере, позволяющие нарушить равновесие противника, обездвижить и, в конечном счете, нейтрализовать его.
Дзюдока (практикующий дзюдо) должен стремиться достичь гибкости всего тела и конечностей, уметь сохранять равновесие и управлять своим дыханием, быть отрешенным и безмятежным. Ученик должен быть в состоянии постоянной бдительности и не допускать «мертвых движений».
УКЭМИ
Обучение технике дзюдо начинается с обучения умению правильно падать («укэми»).
Очень важным элементом для избежания травм является амортизирующий упреждающий удар рукой по татами (еще до соприкосновения туловища с матами). При падении вперед согнутые в локтевых суставах руки разворачиваются ладонями вперед. При падении на спину руки выпрямляются в локтевых суставах и отводятся от туловища под углом примерно 45-60 градусов. При падении на бок одна рука выпрямляется в локтевом суставе и отводится от туловища под углом 45 градусов, вторая рука отводится от корпуса и приподнимается вверх. Во всех случаях ладони разворачиваются к татами, а пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу.
При падении вперед существует и второй вариант самостраховки. Руки слегка сгибаются в локтевых суставах, а пальцы разводятся. Голова отводится назад и поворачивается в сторону. После того, как татами касаются пальцы, идет плавное опускание на грудь, затем живот и, наконец, бедра.
При падении на спину подбородок прижимается к груди, колени сводятся и подтягиваются к груди.
При падении на бок подбородок также прижимается к груди, ноги сгибаются, а колени разводятся.
СИCЭЙ
Основой любого технического действия является стойка («сиcэй»). Естественное положение тела («сиcэй хонтай») — ноги на ширине плеч, вес тела находится на передних частях стоп, колени и плечи расслаблены.
В защитном положении («сиго хонтай») ноги должны быть широко расставлены, центр тяжести находится внизу, ноги согнуты в коленях, а туловище наклонено вперед.
СИНТАЙ
Огромную роль в дзюдо играет техника передвижения («синтай»). Основное передвижение — «цуги-аси» — построено на мягком перемещении стоп. Расстояние между стопами должно оставаться неизменным.
КУМИКАТА
Говорят, что истинное дзюдо начинается с правильного захвата («кумиката»). При этом надо иметь в виду, что дзюдоисткая куртка делается из более эластичного материала, чем самбистская, и не имеет прорезей для пояса. Если взять захват на куртке самбиста и постараться притянуть его к себе, сделать это будет нетрудно.
При совершении того же действия против дзюдоиста прежде вытягивается куртка, а притянуть соперника к себе получится только тогда, когда закончится «свободный ход».
ТАЙСАБАКИ И КУДЗУСИ
Важными элементами основополагающей техники дзюдо являются также повороты и развороты («тайсабаки») и способы выведения противника из равновесия («кудзуси»).
- Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела:
- техника бросков (нагэ-вадза),
- техника сковывания (катамэ-вадза) и
- техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза).
- Броски в дзюдо сопровождаются подсечками, подножками, зацепами, подхватами, переворотами, рывками и толчками и делятся на:
- проводимые из стойки (тати-вадза) и
- проводимые с падением (сутэми-вадза).
- Проводимые из стойки броски, в свою очередь, делятся на:
- проводимые в основном руками (тэ-вадза),
- проводимые в основном тазобедренным суставом (коси-вадза) и
- проводимые в основном ногами (асивадза).
- Проводимые с падением броски делятся на:
- броски с падением на спину (масутэми-вадза) и
- броски с падением на бок (ёко-сутэми-вадза).
- Техника сковывания (катамэ-вадза) делится на:
- удержания (осаэкоми-вадза),
- удушения (симэ-вадза) и
- болевые приемы на суставы: локоть, колено и кисть (кансэцу-вадза).
- Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза) делится на:
- удары руками (удэ-атэ),
- удары ногами (аси-атэ) и
- удары головой (атама-атэ)
В спортивном дзюдо удары запрещены. Также запрещены захваты руками за ноги, болевые воздействия на глаза, рот и нос, болевые и удушающие приемы в стойке. В борьбе в партере разрешены болевые приемы только на локтевой сустав.
Итак, в соответствии с современной классификацией Института дзюдо "Кодокан", техника дзюдо включает в себя технику бросков – Нагэ-ваза (67 техник), технику удержаний, болевых и удушающих приемов – Катамэ-ваза (29 техник), и технику ударов по уязвимым точкам – Атэми-ваза. Соответственно каждый из этих базовых разделов состоит из подразделов, определяемых в соответствии с принципами выполнения тех или иных техник. Конечно, количество техник в том или ином разделе может изменяться со временем, как это уже не раз происходило. Последняя редакция проводилась в апреле 1997 года.
Японское написание | Международная транскрипция | Русская транскрипция | Терминология принятая в российском дзюдо |
投技 | NAGE-WAZA (67) | НАГЭ-ВАЗА | ТЕХНИКА БРОСКОВ |
立技 | Tachi-waza (47) | Тачи-ваза | Техника бросоков стоя |
手技 | Te-waza (15) | Тэ-ваза | Техника бросков руками |
背負投 | Seoi-nage | сэой-нагэ | Бросок через спину |
体落 | Tai-otoshi | таи-отоси | Передняя подножка |
肩車 | Kata-guruma | ката-гурума | Бросок через плечи («мельница») |
掬投 | Sukui-nage | сукуи-нагэ | Бросок за себя выхватом руками двух ног |
浮落 | Uki-otoshi | уки-отоси | Выведение из равновесия скручиванием |
隅落 | Sumi-otoshi | суми-отоси | Выведение из равновесия толчком |
帯落 | Obi-otoshi | оби-отоси | Переворот захватом за пояс спереди |
背負落 | Seoi-otoshi | сэой-отоси | Бросок через спину с колен |
山嵐 | Yama-arashi | яма-араси | Подхват по две ноги с захватом одной руки и отворота |
もろ手刈 | Morote-gari | моротэ-гари | Бросок выхватом двух ног |
朽木倒 | Kuchiki-taoshi | кучики-таоси | Бросок за ногу захватом за подколенный сгиб |
踵返 | Kibisu-gaeshi | кибису-гаэси | Бросок захватом за пятку |
内股透かし | Uchi-mata-sukashi | учи-мата-сукаси | Контрбросок от подхвата изнутри скручиванием |
小内返 | Kouchi-gaeshi | ко-учи-гаэси | Контрбросок от подсечки изнутри |
一本背負投 | Ippon-seoi-nage | иппон-сэой-нагэ | Бросок через спину с захватом руки под плечо |
腰技 | Koshi-waza (11) | Коси-ваза | Техника бросков бедром |
浮腰 | Uki-goshi | уки-госи | Бросок через бедро по касательной |
大腰 | O-gosi | о-госи | Бросок через бедро с подбивом |
腰車 | Koshi-guruma | коси-гурума | Бросок через бедро с захватом шеи |
釣込腰 | Tsurikomi-goshi | цурикоми-госи | Бросок через бедро с захватом отворота |
払腰 | Harai-goshi | хараи-госи | Подхват по две ноги |
釣腰 | Tsuri-goshi | цури-госи | Бросок через бедро с захватом за пояс |
跳腰 | Hane-goshi | ханэ-госи | Подсад бедром и голенью изнутри («конек») |
移腰 | Utsuri-goshi | уцури-госи | Боковое бедро |
後腰 | Ushiro-goshi | усиро-госи | Подсад бедром сзади |
抱上 | Daki-age | даки-агэ | Подъем из партера подсадом (не оценивается, дается команда матэ) |
袖釣込腰 | Sode-tsurikomi-goshi | содэ-цурикоми-госи | Бросок через бедро с захватом двух рукавов |
足技 | Ashi-waza (21) | Aси-ваза | Техника бросков ногами |
出足払 | Deashi-harai | дэаси-хараи | Боковая подсечка под шагающую вперед ногу |
膝車 | Hiza-guruma | хиза-гурума | Подсечка в колено |
支釣込足 | Sasae-tsurikomi-ashi | сасаэ-цурикоми-аси | Передняя подсечка под выставленную ногу |
大外刈 | Osoto-gari | осото-гари | Отхват |
大内刈 | Ouchi-gari | оучи-гари | Зацеп изнутри |
小外刈 | Kosoto-gari | косото-гари | Подсечка под пятку (снаружи) |
小内刈 | Kouchi-gari | коучи-гари | Подсечка изнутри |
送足払 | Okuri-ashi-harai | окури-аси-хараи | Подсечка в темп шагов |
内股 | Uchi-mata | учи-мата | Подхват изнутри |
小外掛 | Kosoto-gake | косото-гакэ | Зацеп снаружи одноименной ногой |
足車 | Ashi-guruma | аси-гурума | Бросок через ногу |
払釣込足 | Harai-tsurikomi-ashi | хараи-цурикоми-аси | Передняя подсечка под отставленную ногу |
大車 | O-guruma | о-гурума | Бросок через ногу вперед (скручиванием) |
大外車 | Osoto-guruma | осото-гурума | Отхват под две ноги |
大外落 | Osoto-otoshi | осото-отоси | Задняя подножка |
燕返 | Tsubame-gaeshi | цубамэ-гаэси | Контрбросок от боковой подсечки |
大外返 | Osoto-gaeshi | осото-гаэси | Контрбросок от отхвата |
大内返 | Ouchi-gaeshi | оучи-гаэси | Контрбросок от зацепа изнутри |
跳腰返 | Hane-goshi-gaeshi | ханэ-госи-гаэси | Контрбросок от подсада бедром изнутри |
払腰返 | Harai-goshi-gaeshi | хараи-госи-гаэси | Контрбросок от подхвата под две ноги |
内股返 | Uchi-mata-gaeshi | учи-мата-гаэси | Контрбросок от подхвата изнутри |
捨身技 | Sutemi-waza (20) | Сутэми-ваза | Техника бросков с падением |
真捨身技 | Masutemi-waza (5) | Масутэми-ваза | Броски с падением на спину |
巴投 | Tomoe-nage | томоэ-нагэ | Бросок через голову |
隅返 | Sumi-gaeshi | суми-гаэси | Подсад голенью с падением |
裏投 | Ura-nage | ура-нагэ | Бросок через грудь |
引込返 (帯取返) | Hikikomi-gaeshi (Obi-tori-gaeshi) | хиккоми-гаэси (оби-тори-гаэси) | Подсад голенью c захватом одной руки под плечо (пояса сверху) с падением |
俵返 | Tawara-gaeshi | тавара-гаэси | Контрбросок от захвата двух ног перебрасыванием («обратный пояс») |
横捨身技 | Yokosutemi-waza (15) | Ёкосутэми-ваза | Броски с падением на бок |
横落 | Yoko-otoshi | ёко-отоси | Боковая подножка садясь |
谷落 | Tani-otoshi | тани-отоси | Задняя подножка садясь |
跳巻込 |
Hane-makikomi |
ханэ-макикоми | Подсад бедром и голенью изнутри с падением |
外巻込 | Soto-makikomi | сото-макикоми | Бросок с падением с захватом руки снаружи |
浮技 | Uki-waza | уки-ваза | Передняя подножка садясь |
横分 | Yoko-wakare | ёко-вакарэ | Передняя подножка на пятке рывком в сторону |
横車 | Yoko-guruma | ёко-гурума | Бросок через грудь в сторону закручиваясь |
横掛 | Yoko-gake | ёко-гакэ | Боковая подсечка с падением |
抱分 | Daki-wakare | даки-вакарэ | Бросок через грудь прогибом с обхватом туловища |
内巻込 | Uchi-makikomi | учи-макикоми | Бросок с падением с захватом руки изнутри |
蟹挟 | Kani-basami | кани-басами | Бросок «ножнцы» |
大外巻込 | Osoto-makikomi | осото-макикоми | Отхват с падением и скручиванием |
内股巻込 | Uchi-mata-makikomi | учи-мата-макикоми | Подхват изнутри с падением и скручиванием |
払巻込 |
Harai-makikomi |
хараи-макикоми | Подхват под две ноги с падением и скручиванием |
河津掛 | Kawazu-gake | кавазу-гакэ | Бросок обвивом (запрещенная в соревнованиях техника) |
Японское написание | Международная транскрипция | Русская транскрипция | Терминология принятая в российском дзюдо |
固技 | KATAME-WAZA (29) | КАТАМЭ-ВАЗА | ТЕХНИКА БОРЬБЫ ЛЕЖА |
押込技 | Osaekomi-waza (7) | Осаэкоми-ваза | Техника удержаний |
袈裟固 (本袈裟固) | Kesa-gatame (Hon-kesa-gatame) | кэса-гатамэ (старое название: хон-кэса-гатамэ) | Удержание сбоку |
崩袈裟固 (枕袈裟固、 後袈裟固) | Kuzure-kesa-gatame (Makura-kesa-gatame, Ushiro-kesa-gatame) | кудзурэ-кэса-гатамэ (макура-кэса-гатамэ, уширо-кэса-гатамэ) | Удержание сбоку с захватом руки под плечо ( с захватом шеи и ноги, обратное удержание сбоку) |
肩固 | Kata-gatame | ката-гатамэ | Удержание плечом |
上四方固 |
Kami-shiho-gatame |
ками-шихо-гатамэ | Удержание со стороны головы |
崩上四方固 |
Kuzure-kami-shiho-gatame |
кудзурэ-ками-шихо-гатамэ | Удержание со стороны головы с захватом руки под плечо |
横四方固 |
Yoko-shiho-gatame |
ёко-шихо-гатамэ | Удержание поперек |
縦四方固 |
Tate-shiho-gatame |
татэ-шихо-гатамэ | Удержание верхом |
絞技 | Shime-waza (12) | Шимэ-ваза | Техника удушающих приемов |
並十字絞 | Nami-juji-jime | нами-дзюдзи-дзимэ | Удушение спереди скрещивая отвороты прямым хватом |
逆十字絞 | Gyaku-juji-jime | гяку-дзюдзи-дзимэ | Удушение спереди скрещивая отвороты обратным хватом |
片十字絞 | Kata-juji-jime | ката-дзюдзи-дзимэ | Удушение спереди скрещивая отвороты одна рука прямым, другая обратным хватом |
裸絞 | Hadaka-jime | хадака-дзимэ | Удушение сзади без помощи отворотов |
送襟絞 | Okuri-eri-jime | окури-эри-дзимэ | Удушение сзади отворотами |
片羽絞 | Kata-ha-jime | ката-ха-дзимэ | Удушение сзади с помощью одного отвороты |
胴絞 | Do-jime | до-дзимэ | Удушение сдавливая корпус ногами (запрещено использовать в соревнованиях) |
袖車絞 | Sode-guruma-jime | содэ-гурума-дзимэ | Удушение используя рукава дзюдоги |
片手絞 | Kata-te-jime | ката-тэ-дзимэ | Удушение отворотом спереди одной рукой |
両手絞 | Ryo-te-jime | рё-тэ-дзимэ | Удушение отворотами спереди двумия руками |
突込絞 | Tsukkomi-jime | цуккоми-дзимэ | Удушение давлением на горло |
三角絞 | Sankaku-jime | санкаку-дзимэ | Удушение «теругольником» |
関節技 | Kansetsu-waza (10) | Кансэцу-ваза | Техника болевых приемов |
腕緘 | Ude-garami | удэ-гарами | Узел локтя |
腕挫十字固 | Ude-hishigi-juji-gatame | удэ-хисиги-дзюди-гатамэ | Рычаг локтя между ног |
腕挫腕固 | Ude-hishigi-ude-gatame | удэ-хисиги-удэ-гатамэ | Рычаг локтя |
腕挫膝固 | Ude-hishigi-hiza-gatame | удэ-хисиги-хиза-гатамэ | Рычаг локтя при помощи колена |
腕挫腋固 | Ude-hishigi-waki-gatame | удэ-хисиги-ваки-гатамэ | Рычаг локтя подмышкой |
腕挫腹固 | Ude-hishigi-hara-gatame | удэ-хисиги-хара-гатамэ | Рычаг локтя при помощи живота |
足緘 | Ashi-garami | аси-гарами | Узел бедра (запрещенно использовать в соревнованиях) |
腕挫脚固 | Ude-hishigi-ashi-gatame | удэ-хисиги-аси-гатамэ | Рычаг локтя при помощи ноги |
腕挫手固 | Ude-hishigi-te-gatame | удэ-хисиги-тэ-гатамэ | Рычаг локтя через руку |
腕挫三角固 | Ude-hishigi-sankaku-gatame | удэ-хисиги-санкаку-гатамэ | Рычаг локтя при захвате «треугольником» |
Японское написание | Международная транскрипция | Русская транскрипция | Терминология принятая в российском дзюдо |
当身技 | ATEMI-WAZA | АТЭМИ-ВАЗА | ТЕХНИКА УДАРОВ ПО УЯЗВИМЫМ ТОЧКАМ |
腕当 | Ude-ate | Удэ-атэ | Удары руками |
足当 | Ashi-ate | Аси-атэ | Удары ногами |
頭当 | Atama-ate | Атама-атэ | Удары головой |
Нужно сказать, что среди этого большого количества приемов есть те, которые запрещены к применению в рандори – свободных схватках и на соревнованиях, так как они опасны для здоровья, и могут применятся в полную силу только в условиях реального поединка исключительно в целях самообороны. Это касается, например, всего раздела Атэми-ваза, который осваивается посредствам изучения ката самозащиты – формальных комплексов, включающих в себя приемы самообороны при различного рода нападениях.
Кроме того, следует упомянуть об особом разделе дзюдо – Каппо, это приемы реанимации пострадавшего, находящегося в шоковом состоянии, вследствии применения тех или иных техник дзюдо.