Техника

Дзигоро Кано считал целью дзюдо «понимание и демонстрацию живых законов движения». В систему созданной им самозащиты вошли движения туловища, рук и ног, эффективные в борьбе в стойке и в партере, позволяющие нарушить равновесие противника, обездвижить и, в конечном счете, нейтрализовать его.

Дзюдока (практикующий дзюдо) должен стремиться достичь гибкости всего тела и конечностей, уметь сохранять равновесие и управлять своим дыханием, быть отрешенным и безмятежным. Ученик должен быть в состоянии постоянной бдительности и не допускать «мертвых движений».

УКЭМИ

Обучение технике дзюдо начинается с обучения умению правильно падать («укэми»).

Очень важным элементом для избежания травм является амортизирующий упреждающий удар рукой по татами (еще до соприкосновения туловища с матами). При падении вперед согнутые в локтевых суставах руки разворачиваются ладонями вперед. При падении на спину руки выпрямляются в локтевых суставах и отводятся от туловища под углом примерно 45-60 градусов. При падении на бок одна рука выпрямляется в локтевом суставе и отводится от туловища под углом 45 градусов, вторая рука отводится от корпуса и приподнимается вверх. Во всех случаях ладони разворачиваются к татами, а пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу.

При падении вперед существует и второй вариант самостраховки. Руки слегка сгибаются в локтевых суставах, а пальцы разводятся. Голова отводится назад и поворачивается в сторону. После того, как татами касаются пальцы, идет плавное опускание на грудь, затем живот и, наконец, бедра.

При падении на спину подбородок прижимается к груди, колени сводятся и подтягиваются к груди.

При падении на бок подбородок также прижимается к груди, ноги сгибаются, а колени разводятся.

СИCЭЙ

Основой любого технического действия является стойка («сиcэй»). Естественное положение тела («сиcэй хонтай») — ноги на ширине плеч, вес тела находится на передних частях стоп, колени и плечи расслаблены.

В защитном положении («сиго хонтай») ноги должны быть широко расставлены, центр тяжести находится внизу, ноги согнуты в коленях, а туловище наклонено вперед.

СИНТАЙ

Огромную роль в дзюдо играет техника передвижения («синтай»). Основное передвижение — «цуги-аси» — построено на мягком перемещении стоп. Расстояние между стопами должно оставаться неизменным.

КУМИКАТА

Говорят, что истинное дзюдо начинается с правильного захвата («кумиката»). При этом надо иметь в виду, что дзюдоисткая куртка делается из более эластичного материала, чем самбистская, и не имеет прорезей для пояса. Если взять захват на куртке самбиста и постараться притянуть его к себе, сделать это будет нетрудно.

При совершении того же действия против дзюдоиста прежде вытягивается куртка, а притянуть соперника к себе получится только тогда, когда закончится «свободный ход».

ТАЙСАБАКИ И КУДЗУСИ

Важными элементами основополагающей техники дзюдо являются также повороты и развороты («тайсабаки») и способы выведения противника из равновесия («кудзуси»).

  • Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела:
    • техника бросков (нагэ-вадза),
    • техника сковывания (катамэ-вадза) и
    • техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза).
  • Броски в дзюдо сопровождаются подсечками, подножками, зацепами, подхватами, переворотами, рывками и толчками и делятся на:
    • проводимые из стойки (тати-вадза) и
    • проводимые с падением (сутэми-вадза).
  • Проводимые из стойки броски, в свою очередь, делятся на:
    • проводимые в основном руками (тэ-вадза),
    • проводимые в основном тазобедренным суставом (коси-вадза) и
    • проводимые в основном ногами (асивадза).
  • Проводимые с падением броски делятся на:
    • броски с падением на спину (масутэми-вадза) и
    • броски с падением на бок (ёко-сутэми-вадза).
  • Техника сковывания (катамэ-вадза) делится на:
    • удержания (осаэкоми-вадза),
    • удушения (симэ-вадза) и
    • болевые приемы на суставы: локоть, колено и кисть (кансэцу-вадза).
  • Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза) делится на:
    • удары руками (удэ-атэ),
    • удары ногами (аси-атэ) и
    • удары головой (атама-атэ)

В спортивном дзюдо удары запрещены. Также запрещены захваты руками за ноги, болевые воздействия на глаза, рот и нос, болевые и удушающие приемы в стойке. В борьбе в партере разрешены болевые приемы только на локтевой сустав.

Итак, в соответствии с современной классификацией Института дзюдо "Кодокан", техника дзюдо включает в себя технику бросков – Нагэ-ваза (67 техник), технику удержаний, болевых и удушающих приемов – Катамэ-ваза (29 техник), и технику ударов по уязвимым точкам – Атэми-ваза. Соответственно каждый из этих базовых разделов состоит из подразделов, определяемых в соответствии с принципами выполнения тех или иных техник. Конечно, количество техник в том или ином разделе может изменяться со временем, как это уже не раз происходило. Последняя редакция проводилась в апреле 1997 года.


Японское написание Международная транскрипция Русская транскрипция Терминология принятая в российском дзюдо
投技 NAGE-WAZA (67) НАГЭ-ВАЗА ТЕХНИКА БРОСКОВ
立技 Tachi-waza (47) Тачи-ваза Техника бросоков стоя
手技 Te-waza (15) Тэ-ваза Техника бросков руками
背負投 Seoi-nage сэой-нагэ Бросок через спину
体落 Tai-otoshi таи-отоси Передняя подножка
肩車 Kata-guruma ката-гурума Бросок через плечи («мельница»)
掬投 Sukui-nage сукуи-нагэ Бросок за себя выхватом руками двух ног
浮落 Uki-otoshi уки-отоси Выведение из равновесия скручиванием
隅落 Sumi-otoshi суми-отоси Выведение из равновесия толчком
帯落 Obi-otoshi оби-отоси Переворот захватом за пояс спереди
背負落 Seoi-otoshi сэой-отоси Бросок через спину с колен
山嵐 Yama-arashi яма-араси Подхват по две ноги с захватом одной руки и отворота
もろ手刈 Morote-gari моротэ-гари Бросок выхватом двух ног
朽木倒 Kuchiki-taoshi кучики-таоси Бросок за ногу захватом за подколенный сгиб
踵返 Kibisu-gaeshi кибису-гаэси Бросок захватом за пятку
内股透かし Uchi-mata-sukashi учи-мата-сукаси Контрбросок от подхвата изнутри скручиванием
小内返 Kouchi-gaeshi ко-учи-гаэси Контрбросок от подсечки изнутри
一本背負投 Ippon-seoi-nage иппон-сэой-нагэ Бросок через спину с захватом руки под плечо
腰技 Koshi-waza (11) Коси-ваза Техника бросков бедром
浮腰 Uki-goshi уки-госи Бросок через бедро по касательной
大腰 O-gosi о-госи Бросок через бедро с подбивом
腰車 Koshi-guruma коси-гурума Бросок через бедро с захватом шеи
釣込腰 Tsurikomi-goshi цурикоми-госи Бросок через бедро с захватом отворота
払腰 Harai-goshi хараи-госи Подхват по две ноги
釣腰 Tsuri-goshi цури-госи Бросок через бедро с захватом за пояс
跳腰 Hane-goshi ханэ-госи Подсад бедром и голенью изнутри («конек»)
移腰 Utsuri-goshi уцури-госи Боковое бедро
後腰 Ushiro-goshi усиро-госи Подсад бедром сзади
抱上 Daki-age даки-агэ Подъем из партера подсадом (не оценивается, дается команда матэ)
袖釣込腰 Sode-tsurikomi-goshi содэ-цурикоми-госи Бросок через бедро с захватом двух рукавов
足技 Ashi-waza (21) Aси-ваза Техника бросков ногами
出足払 Deashi-harai дэаси-хараи Боковая подсечка под шагающую вперед ногу
膝車 Hiza-guruma хиза-гурума Подсечка в колено
支釣込足 Sasae-tsurikomi-ashi сасаэ-цурикоми-аси Передняя подсечка под выставленную ногу
大外刈 Osoto-gari осото-гари Отхват
大内刈 Ouchi-gari оучи-гари Зацеп изнутри
小外刈 Kosoto-gari косото-гари Подсечка под пятку (снаружи)
小内刈 Kouchi-gari коучи-гари Подсечка изнутри
送足払 Okuri-ashi-harai окури-аси-хараи Подсечка в темп шагов
内股 Uchi-mata учи-мата Подхват изнутри
小外掛 Kosoto-gake косото-гакэ Зацеп снаружи одноименной ногой
足車 Ashi-guruma аси-гурума Бросок через ногу
払釣込足 Harai-tsurikomi-ashi хараи-цурикоми-аси Передняя подсечка под отставленную ногу
大車 O-guruma о-гурума Бросок через ногу вперед (скручиванием)
大外車 Osoto-guruma осото-гурума Отхват под две ноги
大外落 Osoto-otoshi осото-отоси Задняя подножка
燕返 Tsubame-gaeshi цубамэ-гаэси Контрбросок от боковой подсечки
大外返 Osoto-gaeshi осото-гаэси Контрбросок от отхвата
大内返 Ouchi-gaeshi оучи-гаэси Контрбросок от зацепа изнутри
跳腰返 Hane-goshi-gaeshi ханэ-госи-гаэси Контрбросок от подсада бедром изнутри
払腰返 Harai-goshi-gaeshi хараи-госи-гаэси Контрбросок от подхвата под две ноги
内股返 Uchi-mata-gaeshi учи-мата-гаэси Контрбросок от подхвата изнутри
捨身技 Sutemi-waza (20) Сутэми-ваза Техника бросков с падением
真捨身技 Masutemi-waza (5) Масутэми-ваза Броски с падением на спину
巴投 Tomoe-nage томоэ-нагэ Бросок через голову
隅返 Sumi-gaeshi суми-гаэси Подсад голенью с падением
裏投 Ura-nage ура-нагэ Бросок через грудь
引込返 (帯取返) Hikikomi-gaeshi (Obi-tori-gaeshi) хиккоми-гаэси (оби-тори-гаэси) Подсад голенью c захватом одной руки под плечо (пояса сверху) с падением
俵返 Tawara-gaeshi тавара-гаэси Контрбросок от захвата двух ног перебрасыванием («обратный пояс»)
横捨身技 Yokosutemi-waza (15) Ёкосутэми-ваза Броски с падением на бок
横落 Yoko-otoshi ёко-отоси Боковая подножка садясь
谷落 Tani-otoshi тани-отоси Задняя подножка садясь
跳巻込 Hane-makikomi
ханэ-макикоми Подсад бедром и голенью изнутри с падением
外巻込 Soto-makikomi сото-макикоми Бросок с падением с захватом руки снаружи
浮技 Uki-waza уки-ваза Передняя подножка садясь
横分 Yoko-wakare ёко-вакарэ Передняя подножка на пятке рывком в сторону
横車 Yoko-guruma ёко-гурума Бросок через грудь в сторону закручиваясь
横掛 Yoko-gake ёко-гакэ Боковая подсечка с падением
抱分 Daki-wakare даки-вакарэ Бросок через грудь прогибом с обхватом туловища
内巻込 Uchi-makikomi учи-макикоми Бросок с падением с захватом руки изнутри
蟹挟 Kani-basami кани-басами Бросок «ножнцы»
大外巻込 Osoto-makikomi осото-макикоми Отхват с падением и скручиванием
内股巻込 Uchi-mata-makikomi учи-мата-макикоми Подхват изнутри с падением и скручиванием
払巻込 Harai-makikomi
хараи-макикоми Подхват под две ноги с падением и скручиванием
河津掛 Kawazu-gake кавазу-гакэ Бросок обвивом (запрещенная в соревнованиях техника)
Японское написание Международная транскрипция Русская транскрипция Терминология принятая в российском дзюдо
固技 KATAME-WAZA (29) КАТАМЭ-ВАЗА ТЕХНИКА БОРЬБЫ ЛЕЖА
押込技 Osaekomi-waza (7) Осаэкоми-ваза Техника удержаний
袈裟固 (本袈裟固) Kesa-gatame (Hon-kesa-gatame) кэса-гатамэ (старое название: хон-кэса-гатамэ) Удержание сбоку
崩袈裟固 (枕袈裟固、 後袈裟固) Kuzure-kesa-gatame (Makura-kesa-gatame, Ushiro-kesa-gatame) кудзурэ-кэса-гатамэ (макура-кэса-гатамэ, уширо-кэса-гатамэ) Удержание сбоку с захватом руки под плечо ( с захватом шеи и ноги, обратное удержание сбоку)
肩固 Kata-gatame ката-гатамэ Удержание плечом
上四方固 Kami-shiho-gatame
ками-шихо-гатамэ Удержание со стороны головы
崩上四方固 Kuzure-kami-shiho-gatame
кудзурэ-ками-шихо-гатамэ Удержание со стороны головы с захватом руки под плечо
横四方固 Yoko-shiho-gatame
ёко-шихо-гатамэ Удержание поперек
縦四方固 Tate-shiho-gatame
татэ-шихо-гатамэ Удержание верхом
絞技 Shime-waza (12) Шимэ-ваза Техника удушающих приемов
並十字絞 Nami-juji-jime нами-дзюдзи-дзимэ Удушение спереди скрещивая отвороты прямым хватом
逆十字絞 Gyaku-juji-jime гяку-дзюдзи-дзимэ Удушение спереди скрещивая отвороты обратным хватом
片十字絞 Kata-juji-jime ката-дзюдзи-дзимэ Удушение спереди скрещивая отвороты одна рука прямым, другая обратным хватом
裸絞 Hadaka-jime хадака-дзимэ Удушение сзади без помощи отворотов
送襟絞 Okuri-eri-jime окури-эри-дзимэ Удушение сзади отворотами
片羽絞 Kata-ha-jime ката-ха-дзимэ Удушение сзади с помощью одного отвороты
胴絞 Do-jime до-дзимэ Удушение сдавливая корпус ногами (запрещено использовать в соревнованиях)
袖車絞 Sode-guruma-jime содэ-гурума-дзимэ Удушение используя рукава дзюдоги
片手絞 Kata-te-jime ката-тэ-дзимэ Удушение отворотом спереди одной рукой
両手絞 Ryo-te-jime рё-тэ-дзимэ Удушение отворотами спереди двумия руками
突込絞 Tsukkomi-jime цуккоми-дзимэ Удушение давлением на горло
三角絞 Sankaku-jime санкаку-дзимэ Удушение «теругольником»
関節技 Kansetsu-waza (10) Кансэцу-ваза Техника болевых приемов
腕緘 Ude-garami удэ-гарами Узел локтя
腕挫十字固 Ude-hishigi-juji-gatame удэ-хисиги-дзюди-гатамэ Рычаг локтя между ног
腕挫腕固 Ude-hishigi-ude-gatame удэ-хисиги-удэ-гатамэ Рычаг локтя
腕挫膝固 Ude-hishigi-hiza-gatame удэ-хисиги-хиза-гатамэ Рычаг локтя при помощи колена
腕挫腋固 Ude-hishigi-waki-gatame удэ-хисиги-ваки-гатамэ Рычаг локтя подмышкой
腕挫腹固 Ude-hishigi-hara-gatame удэ-хисиги-хара-гатамэ Рычаг локтя при помощи живота
足緘 Ashi-garami аси-гарами Узел бедра (запрещенно использовать в соревнованиях)
腕挫脚固 Ude-hishigi-ashi-gatame удэ-хисиги-аси-гатамэ Рычаг локтя при помощи ноги
腕挫手固 Ude-hishigi-te-gatame удэ-хисиги-тэ-гатамэ Рычаг локтя через руку
腕挫三角固 Ude-hishigi-sankaku-gatame удэ-хисиги-санкаку-гатамэ Рычаг локтя при захвате «треугольником»
Японское написание Международная транскрипция Русская транскрипция Терминология принятая в российском дзюдо
当身技 ATEMI-WAZA АТЭМИ-ВАЗА ТЕХНИКА УДАРОВ ПО УЯЗВИМЫМ ТОЧКАМ
腕当 Ude-ate Удэ-атэ Удары руками
足当 Ashi-ate Аси-атэ Удары ногами
頭当 Atama-ate Атама-атэ Удары головой


Нужно сказать, что среди этого большого количества приемов есть те, которые запрещены к применению в рандори – свободных схватках и на соревнованиях, так как они опасны для здоровья, и могут применятся в полную силу только в условиях реального поединка исключительно в целях самообороны. Это касается, например, всего раздела Атэми-ваза, который осваивается посредствам изучения ката самозащиты – формальных комплексов, включающих в себя приемы самообороны при различного рода нападениях.

Кроме того, следует упомянуть об особом разделе дзюдо – Каппо, это приемы реанимации пострадавшего, находящегося в шоковом состоянии, вследствии применения тех или иных техник дзюдо.